ГОСУДАРСТВО - ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ЛЮДИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА!

Не русские для России, а Россия - для русских

Previous Entry Share Next Entry
О патриотизме истинном и казённом
rusistka
Оригинал взят у volnodum в Идентификация патриотизма

Мой новый текст на "Петре и Мазепе" о патриотизме и его различных формах и модификациях. Что такое патриотизм? На что он способен мотивировать человека? Каковы его границы и контуры, позитивные и негативные стороны? В чем разица между русским и официозным имперским патриотизмом, и есть ли она вообще? Что общего между немецкими солдатами УПА, французского и итальянского сопротивления, русскими бойцами финской армии и русскими добровольцами, воюющими на стороне Украины?

На эти и другие вопросы я попытался дать ответ в своей статье, которая является ответом на статью Алексея Широпаева "Преодоление патриотизма".

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПАТРИОТИЗМА


С интересом прочитал недавно текст глубоко мной уважаемого Алексея Широпаева «Преодоление патриотизма». В целом, соглашаясь с главным посылом и основными тезисами текста, я бы хотел, тем не менее, немножко придраться к деталям и нюансам и выдвинуть кое-какие аргументированные возражения, а заодно воспользоваться поводом высказаться по важной теме, которая активно дискутируется в кругах русских правых интеллектуалов и публицистов, попытавшись дать свои ответы на актуальные и злободневные вопросы, связанные с таким понятием, как патриотизм.

Что собой представляет данный феномен в культурно-политическом, историческом, ценностном и морально-нравственном измерении? Каковы его границы и контуры, позитивные и негативные стороны? Чем российский имперский патриотизм отличается от русского, и являются ли данные понятия тождественными? Попробуем со всем этим разобраться, обратившись как к примерам из истории, так и к недавним событиям наших дней.

Во-первых, начнём с констатации того простого факта, что в самом по себе чувстве патриотизма нет ровно ничего плохого. Патриотизм бывает разный.


Разве солдаты и офицеры Армии Крайовой и УПА, ЛОА и БОА, итальянского и французского антинацистского Сопротивления, англо-американских войск и армии Финляндии, участники антигитлеровского заговора в Вермахте руководствовались не чувством патриотизма? Разве не чувством патриотизма руководствовались венгры в 1956-м и чехи в 1968-м во время героических антисоветских восстаний? Разве не чувство патриотизма двигало участниками Бархатных революций в Восточной Европе и странах Балтии? Разве не чувство патриотизма движет отважными бойцами Армии обороны Израиля, защищающими свою Родину от исламистов? Разве не чувство патриотизма мотивировало украинцев выходить на улицы Киева и других украинских городов во время Майдана 2004 года и Революции достоинства 2014-го, а затем брать в руки оружие и идти защищать свою страну от кремлёвских агрессоров и их местных пособников?

Совершенно очевидно, что в мотивации всех вышеперечисленных людей чувство патриотизма играет весьма важную роль, возможно даже определяющую.

Так, может быть, не стоит путать ОФИЦИОЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЫНСКИЙ ЛЖЕПАТРИОТИЗМ, активно насаждаемый в РФ и выражающийся в собачьей преданности царю-генсеку-президенту и «великому государству», лояльности начальству и готовности к «самопожертвованию» ради интересов антинациональной и вороватой власти, которая очень любит называть себя «родиной» тогда, когда ей необходимо пушечное мясо в развязанных ею войнах, с настоящим, искренним, подлинным патриотизмом как выражением любви к своей Родине, её истории и культуре?

По-моему, следует раз и навсегда растождествить патриотизм имперский и патриотизм русский, патриотизм официозный и патриотизм аутентичный. Если использовать аналоги из области музыки, то разница между ними примерно такая же, как разница между образом России в песнях Шевчука и в песнях Расторгуева, раннего Кинчева и позднего Газманова. Имеющий уши да услышит.

Во-вторых, давайте разберёмся с термином «русский патриотизм». Не путает ли уважаемый Алексей Алексеевич в данном случае русское с имперским, ордынским, «великодержавным»? Ведь он сам потратил немало времени и чернил на то, чтобы доказать отсутствие тождественности между двумя этими разновеликими понятиями, высветить их разнородность и даже чужеродность друг другу.

Чем, как не русским патриотизмом руководствовались в своей героической борьбе антоновские повстанцы, идеологи и офицеры НТС и КОНР, которыми восхищается Алексей Алексеевич? Разве не русский патриотизм двигал людьми, выходившими на улицы Москвы, Питера, Екатеринбурга в августе 1991 года? Разве существует какая-то принципиальная разница между патриотизмом этих людей и патриотизмом украинцев, прибалтов, поляков, израильтян?

Что же касается апелляций Широпаева к тому, что именно российский имперский патриотизм (категорически не согласен с термином «имперский национализм», поскольку в РФ так и не сложилось политической нации – это в принципе неверная формулировка применительно к современной российской ситуации) стал причиной моральной деградации российского общества, катализатором его сползания в помойную яму, воняющую смрадом имперского шовинизма и мракобесия, причиной агрессии против Грузии и Украины, репрессий против оппозиции и нетерпимости к инакомыслию, то было бы очень странно приписывать именно русскому (российскому?) патриотизму исключительно негативные качества, якобы присущие ему имманентно.

Приведу довольно избитый и зажёванный до дыр, но очень точный в данном случае исторический пример. Немецкий патриотизм 30-40-х годов обернулся для немецкого общества и всего мира куда более серьёзной и масштабной экономической, политической, военной и морально-нравственной катастрофой, чем путинизм, выглядящей всего лишь жалкой и несмешной пародией на гитлеризм и сталинизм. Но вместе с тем, разве не чувство патриотизма побуждало к борьбе за новую свободную Германию участников антигитлеровского заговора в Вермахте? Граф Клаус фон Штауффенберг и Хеннинг фон Тресков были не меньшими патриотами Германии, чем Гиммлер и Розенберг, только вот понятие патриотизма они трактовали совершено по-разному, что и обусловило их фундаментально разный политический и нравственный выбор во время войны. То есть подобное разделение на ложный и истинный, позитивный и негативный патриотизм свойственно далеко не только русскому патриотизму, но и патриотизму любого другого народа. Одной и той же лопатой можно вспахать огород и убить человека – весь вопрос в том, в чьих руках она находится.

У немцев в 30-40-е годы прошлого века был патриотизм нацистов и патриотизм их противников, патриотизм Гитлера-Геббельса и патриотизм Штауффенберга-Трескова. У итальянцев в этот же исторический период был патриотизм фашистов и патриотизм итальянских националистов, которые с фашизмом и нацизмом сражались. У испанцев был патриотизм сторонников Франко и патриотизм республиканцев. У украинцев был патриотизм тех, кто воевал в РККА и патриотизм тех, кто воевал в УПА. У русских был патриотизм бойцов РККА и патриотизм бойцов ВС КОНР.

То есть совершенно очевидно, что ПАТРИОТИЗМ БЫВАЕТ НЕ ПРОСТО РАЗНЫЙ, А ФУНДАМЕНТАЛЬНО РАЗНЫЙ. Патриотическая мотивация способна толкать людей на подвиги и преступления, пробуждать лучшие и худшие чувства и человеческие качества, возвеличивать и бесчестить. Так, стоит ли упрощать столь сложное и многогранное явление и сводить его к чёрно-белой дихотомичной оценке, тогда как в реальности ему присуща куда более разнообразная палитра цветов и оттенков? Приведу только несколько простых сравнений из прошлого и настоящего, чтобы разница, о которой я говорю, стала более наглядна и очевидна.

Один из наиболее известных и знаковых участников немецкого антигитлеровского Сопротивления – Хеннинг фон Тресков, который первым попытался осуществить покушение на Гитлера 13 марта 1943 года в Смоленске, подложив в самолёт фюрера неразорвавшуюся бомбу – был убеждённым немецким националистом и патриотом Германии (а вовсе не леваком или сторонником рафинированных «общечеловеческих ценностей») и генерал-майором Вермахта, награждённым немецким военным крестом в конце 1943 года. Правда, в отличие от Штауффенберга, он стал противником нацистов уже к 1936 году, а в 1938 году установил контакты с тайными оппозиционными группами, намеревавшимися отстранить Гитлера от власти (на 4 года раньше Штауффенберга).

Приведу наиболее интересные цитаты из высказываний Фон Трескова.

«Истинный прусский дух означает синтез привязанности к свободе, гордости за собственное и понимание чужого, суровости и сочувствия. Вне такой связи существует опасность погрязнуть в бездушной солдатчине и чёрствой несговорчивости.» (1943 год).

Это он говорил своим сыновьям. Тут нельзя не отметить, что даже после всех преступлений нацизма Тресков (как и все его соратники) не стеснялся и не стыдился того, что он немец. Как не похоже это на нынешних леволиберальных фундаменталистов и поборников «толерантности без границ» из России, Германии и других стран Европы, кичащихся своим профессиональным «антифашизмом» и призывающих народы своих стран стесняться собственной истории, в частности, славной и героической эпохой колониализма.

Тресков резко негативно относился к репрессиям в отношении евреев и политработников Красной армии, а также бессудным расстрелам «подозрительных гражданских лиц», пытался опротестовать эти преступные приказы. Он говорил своему сослуживцу, полковнику барону Рудольфу Кристофу фон Герсдорфу, что если это не прекратится, то: «Германия окончательно потеряет свою честь, а это будет давать о себе знать на протяжении сотен лет. Вину за это возложат не на одного Гитлера, а на Вас и на меня, на Вашу жену и на мою, на Ваших детей и на моих» (никаких аналогий не возникает?).

Продолжение статьи читайте далее по ссылке http://petrimazepa.com/patriots.html




?

Log in