Елена (rusistka) wrote,
Елена
rusistka

Categories:

Мысли по поводу фильма "Мелодия для шарманки"

Вчера поздно вечером посмотрела фильм режиссёра Киры Муратовой "Мелодия для шарманки".
Не буду его пересказывать - краткий сюжет фильма те камрады, кто его не смотрел, могут прочитать тут и тут.
Что я могу сказать?
По своему внешнему сюжету фильм действительно похож на "святочные рассказы" типа "Девочки со спичками" или "Мальчика у Христа на ёлке". Но только тут мальчик оказался без Христа и без ёлки.
Но похоже на то, что этот фильм про гибель двух бедных сирот в большом и жестоком городе имеет ещё и другое измерение...
В обсуждении, которое показывали после фильма, один из участников обратил внимание на то, что "главные герои - это не просто дети, у них во время дыхания изо рта не идёт пар, как у остальных персонажей". Упоминается также и литературный сценарий, в котором дети (по традиции написания подобных историй) всё-таки встречаются с Христом. Муратова отказалась следовать этой классической традиции. Сама она называет своё творение "трагедией" и "произведением искусства"
Так кто же они - эти двое, которые пришли на нашу постсоветскую землю, изуродованную войнами, голодоморами, "пятилетками безбожия" и "ленинскими зачётами" и, наконец, кинутую в океан "потребительского общества"?
Они сильно отличаются от остальных персонажей - их лица бледны, вокруг глаз синеют тени, они одеты в странную одежду, которую современные дети не носят - девочка Алёна - в пальто и шапку, в каких ходили дети 60-70-х годов прошлого столетия, мальчик - Никита впервые появляется в самодельных ковровых шапочке и пальто. И замеченное кем-то из критиков отсутствие дыхания... Подсказкой является диалог доброго богача, которого играет Олег Табаков - в своём телефонном диалоге с женой он постоянно упоминает про то, что "мальчик похож на ангела".
Можно предположить, что Кира Муратова "вывернула наизнанку" сентиментальный святочный рассказ, где земные дети в конце своей жизни встречаются с Богом или ангелами. В этом фильме мы видим совсем противоположное - ангелы, приземлившиеся и воплотившиеся в виде людей (отсюда и их странная одежда - что для вечности какие-то сорок лет человеческой истории, и их наивная созерцательность, и нечеловеческий взгляд, подчёркнутый гримом) встречаются с миром, который в день рождения Бога (Рождество) забыл про этого самого Бога. Перед глазами ангелов проходит целая галерея персонажей из мира потребительства - торговцы и бродячие артисты, юродивые, туристы, попрошайки и мошенники, братки и зажравшаяся "золотая молодёжь", добрый богач и злобные охранники и консьержки. Последнее - особо симптоматично - постсоветское общество превращается из общества производителей в общество "жуликов и воров" и их обслуги - этих многочисленных охранников, вахтёров, консьержек, которые находятся на низкой ступени общественной пирамиды и компенсируют невозможность выбиться наверх каким-то садистским упиванием властью и безнаказанностью над теми, кто беззащитен и не может дать отпор. Особый контраст - Рождество, которое исторически было праздником добра и милосердия: дети колядовали, получали подарки и т.д.- становится праздником какого-то наглого, необузданного обжорства. Мы видим, как едят посетители ресторанов, как готовятся к какому-то костюмированному вечеру, видим наполненный продуктами со всех концов света и горящий огнями супермаркет. Но в этом мире нет места добру - оно теряется. Алёна попадает в цепкие руки сотрудников супермаркета и больше мы её не видим. Добрый богач, который беседует с Никитой в предбаннике супермаркета, как ни старается, ничем не может ему помочь - мальчика уносит круговерть зла - сначала его выталкивают из магазина всё те же охранники, потом грабят беспризорники, и, наконец, не дойдя каких-то нескольких метров до переулка, где играет на скрипке его отец, он заходит на чердак старого дома, где засыпает, чтобы потом не проснуться.
Всё. Миссия ангелов выполнена. Люди Большого Города забыли Бога, они погрязли в грехе потребительства и сребролюбия. Бог остался лишь в странном бормотании вокзальных юродивых и колядках самодеятельных артистов из электрички. Симптоматично, что, хотя действие фильма происходит в Украине, где традиционно сильна вера в Бога и храмы находятся чуть ли не на каждом шагу, дети-ангелы не попадают в храм. "Дорога к храму" в мире потребления отсутствует, а сам храм для людей "капитализма" и "общества потребления" становится учреждением по оказанию неких "духовных услуг", где за деньги можно купить своего рода "индульгенцию" на любой грех.
Вот, в сущности, и все "непричёсанные мысли", которые возникли у меня после просмотра "Мелодии для шарманки" - возможно, единственного фильма снятого в последние годы, который заставил меня заплакать.
Tags: кино, поток сознания, христианство
Subscribe
promo rusistka june 27, 2015 13:10 39
Buy for 20 tokens
Господь льёт, а у меня появилось немного свободного времени разобраться со своими фотоархивами... Сегодня я предлагаю своим читателям небольшую виртуальную прогулку по Киевскому ботаническому саду. Я уже публиковала фотоотчёт о том, как я провела 1 августа прошлого года с сыном в Киеве. На…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments