Елена (rusistka) wrote,
Елена
rusistka

"Соната для бензопилы с оркестром", или Как стать выдающимся современным прозаиком

Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию статью белорусского писателя Владислава Ахроменко, посвящённую тому, что сейчас "принято считать" "современной литературой", которая получает всевозможные "премии" и т.д. Хотелоь бы узнать Ваше мнение про подобное "творчество".

Мой хороший приятель, с которым я учился в Белорусском консерватории, когда-то сделал очень остроумный эксперимент. Он записал:
    - Отрывки фортепианной, духовой и скрипичной музыки абсолютно разных стилей;
    - Фурчание мотоциклетного двигателя;
    - Слив испорченного унитаза;
    - Шорох утренней метлы похмельного дворника;
    - Ночную матерщину Сторожовских гопников;
    - Визг бензопилы "Дружба-2"
    Все это под море пива и дружеские матерщину однокурсников было сведено в специальное музыкальное произведение с помощью многоканального магнитофона "Комета-225-1". Получился этакий звуковой коллаж минут на сорок. Выразительных мелодий там не было, ритмики не было, музыкальной драматургии тоже не было, вообще ничего не было, зато был брутальный лейтмотив - дуэт испорченного унитаза с бензопилой "Дружба-2".
    С этой кассетой коварный юноша отправился к знакомой девушки из композиторского отделения. Вот тебе, мол, последний полет авангардной мысли современных дадэкафанистов - "Соната для бензопилы с оркестром". Абсолютно гениально, "не для средних мозгов". Какие там еще Пуленка, Шостакович и Стравинский с Малером, вот, почти по Вагнеру, Musik der Zukunft, слушай и наслаждайся.
    Молодая композиторша глотала эту невероятную хрень с просветленным лицом и воодушевленными глазами несколько дней подряд (а почему, собственно говоря, и нет, если "Концерт для струнного квартета и четырех вертолетов" К.- Х. Штокхаузена признано не менее "гениальным"?)   Любительница авангарда даже вдохновилась написать по "Сонате для бензопилы" курсовую. Но тут приятель ее пожалел и признался, как эта "Соната" появилась. Репутация молодой композиторши была спасена, но с мистификатором она не здоровалась до получения диплома.

    Сразу, чтобы разъяренные коллеги не бросались в меня тапками, мониторами и камнями. Не говорю про всех современных литераторов и все их сегодняшние (точнее - вчерашние) плоды. Я об одном из самых прочных трендов ... Увы.
    В современной такой литературе почти нет запоминающихся героев. То есть людей, с которыми хотелось бы дружить, приглашать в гости и сажать за стол.
    В современной такой литературе почти нет грамотно построенных сюжетов. То есть запоминающихся историй, композиционно и драматургически продуманных.
    В современной такой литературе царит местечковое человеконенавистничество. То есть четкое и яркое разделение на "быдло" ("биомассу", "цивилизаций материал") и на себя, такого стороннего наблюдателя, который вырос и сформировался, наверное, в галактике RQ-329/42, а к нам десантировался на специальном межпланетном модуле.
    Но. Рассуждая здраво, делать подобную литературу совсем не трудно. Состряпать подобное может каждый желающий, как ту "Сонату для бензопилы". Короче - "Пиши как мы, пиши с нами, пиши лучше нас".
    Вот краткая инструкция по написанию.

1.1. Главный герой:
    Желательно - психически больной человек, оптимальное диагнозы - МДП или шизофрения. Как вариант - герой одновременно больной туберкулезом, сифилисом и проказой, к тому же - наркоман и насильник малолетних девочек (мальчиков). На протяжении всего рассказа должен декларировать ненависть к человечеству, депрессивно стонет, что ему ущербно живется, блевать в общественных местах и заниматься сознательным мазохизмом. Мотивации поступков должны быть абсолютно необъяснимой для читателя и других персонажей, но прежде всего - для самого автора.
1.1.1. Дополнение к предыдущему: Если автор хочет продать это произведение в какое-нибудь издательство ЕС, главного героя надо делать пидарасом геем, "для политкорректности»;

1.2.  Вторичные герои:
    Такие же мудаки, моральные и физические уроды. Притом, чем большее отвращение вызывают, тем лучше;

2.1. Четкий сюжет, драматургия:
    Не нужен, это отстой, это устарело, это с прошлого века. Вообще, продуманный сюжет, как и интересно рассказанная история - это "маслит", это примитивно, "это Донцова", фу, какая гадость! Объем элементарно "набивается" стоимостью цветастой "бытовухи" и авторской рефлексии. Ну, скажем, главный герой едет электричкой к любимой (любимым, см. 1.1.) И невольно рассматривает спутников (сплошь уроды). А любимая (любимый) в это время трахается с ментом (или его служебным собакам, см. 1.1.1.), Так как вследствие несовершенства Вселенной тоже переживает духовный кризис. Главный герой об этом узнает, у него начинаются депрессия, апатия и трагедия столь страниц на сто двадцать. Налицо - конфликт испорченного унитаза и бензопилы "Дружба-2";

2.2. Авторская стилистика:
    Абсолютно не нужна, ведь сегодня лучшим авторским стилем считается отсутствие всякого стиля. Если определить авторский стиль, как "нужное слово в нужном месте", то очевидную авторскую нелепость и элементарную безграмотность всегда можно объяснить "стилистическими находками" и "а так никто до него не делал!". А очевидна "нечитабельность" перетолковывается еще проще: "настоящую литературу всегда тяжело читать!";

2.3. Язык:
    Достаточно языка газеты "Звезда". Или "прогноза погоды" в "Телебарометр" по БТ. Языковые нелепости приветствуются, так как тоже могут быть трактованы как "стилевое новаторство" (см. 2.2.);

3.1. Отношение к читателю:
    Как к быдлу, сознательно, целенаправленно и откровенно, ведь автор всегда может спрятаться за фразой "а я так это вижу" и вообще засучить под "мятежность духа";

    Ну что, состряпали? Поехали дальше. Среди читателей / критиков-любителей есть определенное количество садо-мазохистов, шизофреников и других братьев по психоскладу. Их соответственно мало, но они вопят громче других и поэтому к ним невольно прислушиваются. Они и будут распинаться про "духовную глубину" произведения, искать в нем разные подтексты, иллюзии, ребусы, шарады и скрытую символику, которые сам автор в произведение не закладывал и о которых даже не догадывался. Короче - "высокая литература не для средних мозгов".
    Только надо быть готовым к тому, что произведение прочитает целомудренный читатель, несведущий в "символике" и "глубины". А особенно - в окололитературную снобизме.
    И этот читатель, внимание которого тот автор так хочет заманить, обязательно скажет: "А король же голый! .."
Tags: литература
Subscribe
promo rusistka june 27, 2015 13:10 39
Buy for 20 tokens
Господь льёт, а у меня появилось немного свободного времени разобраться со своими фотоархивами... Сегодня я предлагаю своим читателям небольшую виртуальную прогулку по Киевскому ботаническому саду. Я уже публиковала фотоотчёт о том, как я провела 1 августа прошлого года с сыном в Киеве. На…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments