Елена (rusistka) wrote,
Елена
rusistka

Околоцерковный скандал: о патриархе и калошах для него

Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию статью православной журналистки из Украины Надежды Моклюк, посвящённую причинам того, почему предстоятеля Православной Церкви в России "посадили в серебряную калошу".

Оригинал взят у mokluk в Околоцерковный скандал: о патриархе и калошах для него


В России очередной околоцерковный скандал. Патриарху Кириллу вручили «Серебряную калошу» - премию за наиболее сомнительные достижения. В номинации «Чуровщина года или руки по локти в чудесах». С формулированием «за непорочное исчезновение (часов) или фотошоп всемогущий». Во время награждения патриарха называли «господином Владимиром Гундяевым», а на сцену пригласили «представителя» фирмы «Бриге» в России. Который поблагодарил господина Гундяева за неслыханную рекламу их часов, а также предложил стать лицом фирмы в РФ. Самого победителя на сцене не дождались – награду ему должны переслать по почте.
Присуждение данной премии расценили в МП как оскорбление патриарха, всей Церкви и каждого отдельно взятого православного. Глава синодального отдела по связям с общественностью Всеволод Чаплин призвал верующих всеми возможными средствами остановить эти оскорбления. Общественное движение «Народный собор», которое объединяет больше 250-ти разных организаций, основала премию «Осиновый кол», которую и присудили радио «Серебряный дождь» - основателю «Серебряной калоши». В кругах православной общественности присуждение премии называют хулиганской выходкой. И подчеркивают, что проявление неуважения к патриарху является автоматически проявлением неуважения ко всей Церкви, ко всем ее членов, потому что патриарх – не только человек, грешный, как и все остальные. Он – символ. Он – предстоятель, и заслуживает особого отношения и особого уважения просто по факту должности. Как проявление неуважения к послу другой страны являются проявлением неуважения и ко всему посольству, и к стране в целом – так и с патриархом и Церковью.
Доля правды в таком подходе есть
. Однако, не следует забывать, что «премия» - акция чисто светская. Едва ли ее креативные менеджеры глубоко разбирали вопрос духовного единения Церкви из первоиерархом, их внутренних отношений - и именно из этого выходили, награждая патриарха. В конце концов, в римском театре тоже ставили спектакли-комедии про христиан. Мучеников и исповедников Рима это не беспокоило. Они не обижались. Современный мир такой же языческий, современные шоу – тот самый театр.


Неприятно, да. Сама атмосфера церемонии, глуповатые шутки. Но это не нецензурная пародия на молитву, не пляски в храме, которые действительно допускать нельзя. Поэтому православная общественность сейчас должна была бы обеспокоиться другим.
Беспокоит, что предстоятель Церкви оказался в одном ряду с политиками, общественными деятелями, артистами. То есть, светское сознание воспринимает его не как духовного лидера – а как вполне светское лицо. Относительно которого можно позволять себе то же самое, что и относительно других публичных светских лиц. Можно было бы предположить, что это свидетельство испорченности общества. Но в данном конкретном случае это свидетельство секуляризации Церкви. Патриарх давно уже комментирует и вмешивается в дела абсолютно не церковные (выборы президента, например). Что ж удивляться, что нецерковные указывают на недостатки патриарха и его окружения.
Беспокоит то, за что именно присудили эту калошу. Замазанные в фотошопе дорогие часы – это две предъявы в одной. Говоря церковным языком, любостяжание (наличие таких часов) и лицемерие (попытка сделать вид, что их нет). Это очень и очень серьезные вещи. В первую очередь в духовном плане. Верующим всегда легче прятаться от них, чем осмысливать. Что и делается. И тогда Промысел Божий посылает Ксюшу Собчак, которая глаголит истину и открывает глаза на очевидность.
Сильно беспокоит реакция церковных авторитетов. Правду расценивают как оскорбление. А оскорбление конкретного человека, пусть даже патриарха, превращают в оскорбление всей Церкви.


Тысячу, сто тысяч раз говорили, что Церковь и клир – не одно и то же. И неправильно отождествлять грехи клира с грехами Церкви (Церковь, как мистическое Тело Христово, вообще свята). Выпады последнего времени – не антицерковные, а именно антиклерикальные. Против поведения клира, а не против Церкви как таковой. Не против верующих. Это подчеркивали Пуси. Подчеркивают авторы «калоши», называя патриарха не «патриархом Кириллом», а «господином Гундяевым». Казалось бы – наконец! Наконец начали различать. И вот теперь публичные церковные деятели заявляют, что, оскорбляя патриарха, оскорбляют каждого верующего…
Вообще возникает вопрос, каким образом можно говорить правду о недопустимых вещах в поведении иерархии МП. Критика от внешних – это обида и сование носа не в свои дела. Хорошо, правильно: дела Церкви должны решаться внутри Церкви, внешних это не касается. Но вот находятся епископ или священники, которые спокойно и взвешенно выдвигают иерархии обвинения в любостяжании, сергианстве, лицемерии – их запрещают в служении и лишают сана. Потому что вопрос не в приемлемых или неприемлемых формах критики – а в том, что критику не принимают, как таковую. Она раздражает. Любая. В любых формах.
Говорят, православным, которые находились в зале во время церемонии «Серебряной калоши», следовало бы встать и выйти. В знак протеста. Потому что нельзя сидеть в зале, где хаят патриарха – а потом идти на службу, где за него молятся. Возможно. Однако, нельзя оправдывать явные недостойные действия, особенно – православных иерархов. Покрывать их, защищать. Позор, что такие действия вообще имеют место. Но грех другого – это грех другого. Наш же грех – говорить, что этот другой прав, потому что патриарх. И ему нельзя ничего предъявлять, потому что - патриарх.
Грехи бывают грубые и утонченные. Основные современные из утонченных – лукавство и лицемерие.

P.S. Комментарий к развернутому репортажу о «Серебряной калоше»: «Кто проповедь читать захочет людям — тот жрать не должен слаще, чем они». Грубо. И справедливо.
Tags: РПЦ, мнение, христианство
Subscribe
promo rusistka june 27, 2015 13:10 39
Buy for 20 tokens
Господь льёт, а у меня появилось немного свободного времени разобраться со своими фотоархивами... Сегодня я предлагаю своим читателям небольшую виртуальную прогулку по Киевскому ботаническому саду. Я уже публиковала фотоотчёт о том, как я провела 1 августа прошлого года с сыном в Киеве. На…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments