Елена (rusistka) wrote,
Елена
rusistka

Category:

Уроки Реставрированных Авторитарий-1

Предлагаю вашему вниманию, статью, посвящённую разным психотипам людей, а также их взаимодействию между собой в процессе эволюции человечества. Предупреждаю - публикатор не во всём согласен с автором, но считает данную информацию интересной для размышления.

Предварительное замечание по терминологии


Когда в широкой аудитории заходит речь о политико-идеологических режимах, существовавших в СССР с 17-го по 91-й и в Германии с 33-го по 45-й, обычно дискутирующие оперируют терминами “коммунизм” и “фашизм”.
Мне известно, что общественный строй в СССР не был коммунизмом, и что фашизм, на самом деле – креатив Джентиле и Муссолини, а то, что было в Германии, называлось национал-социализм.
Но так уж сложилось исторически, что термины “коммунизм” и “фашизм” от частого некорректного употребления закрепились в сознании большинства именно в указанном выше значении.
И я не стану менять их в тексте этой статьи. Пусть искушенные читатели сами мысленно внесут поправки, а неискушенные пользуются привычной терминологией.

Введение и постановка задач статьи

Да, действительно, коммунизм и фашизм – это одно и то же.
Спустя десятилетия после упадка обоих режимов люди уже начали догадываться об этом. Но их всё ещё сбивают с толку навязанные стереотипы, рисующие, казалось бы, совершенно разные идеологии, цели и движущие силы. Поэтому способные к анализу участники социума всё ещё не могут сформулировать чётко, в чём же принципиальная общность.
В связи с этим в качестве аргументов приводят ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ одинаковости фашизма и коммунизма (вожди, марширующие толпы, лагеря, пропаганда, милитаризм), но не одинаковую сущность, лежащую в основе явления. Даже введенное в 50-е годы общее определение “тоталитаризм” является систематизацией и перечислением вторичных проявлений, не объясняет внятно их происхождение, и потому на уровне народных дискуссий не пользуется особой популярностью.
А ведь коммунизм и фашизм – это действительно одно и то же.
Последователи коммунистической идеологии (люди, надеющиеся выжать из её остатков ещё немного дивидендов, чтобы хватило на безбедное существование им и их потомству) не в восторге от этих отождествлений и спешат противодействовать.
“Коммунизм и фашизм – одно и то же”.
Навстречу утверждающим это выбегают авторитетные умы, которые указывают на массу признаков и черт, которыми коммунизм и фашизм отличаются. Весомость этих выкладок усиливается научными регалиями и солидной репутацией их авторов. В основательных трудах с множественными ссылками на литературные источники перечисляются идеологические, социальные, культурологические, экономические и пр. отличия. Принципиальные отличия между коммунизмом и фашизмом.
Да и вообще, – говорят учёные мужи, – этих фашизмов в разных странах было множество разновидностей, все они носили разный характер и по-разному проявлялись. Вот, например, во Франции, или, скажем, в Португалии. И с чем тогда вообще сравнивать, и как тут вообще проводить параллели?..
Доводы учёных поддерживает своим искренним недоумением простые граждане и продвинутые интернет-юзеры, – Доколе?!..
И т.д., и т.д., и т.д…

* * *
В этой общественной дискуссии я хотел бы поддержать тех её участников, не имеющих научных званий и учёных степеней, кто догадался, что коммунизм и фашизм отличаются только названиями. Они правы, это действительно одно и то же.
Но прежде чем обосновать, почему это так, объясню, зачем, на мой взгляд, именно сегодня необходимо снова возвращаться к старой теме и разбираться с этим многократно обсуждавшимся и ставшим уже банальным вопросом. Тем более что он, казалось бы, мало связан с тем, что происходит в нашей сегодняшней общественной жизни.

* * *
Дело в том, что вопрос о тождественности коммунизма и фашизма важен не сам по себе.
Коммунизм и фашизм, а также ряд других авторитарных режимов, сформировавшихся примерно в один и тот же исторический период в Европе, возникли не случайно, не в случайном месте, и не в случайный момент времени. Их возникновение является отражением глобального эволюционного процесса, происходящего в человеческом обществе, и следствием специфики определённого этапа, в который общество вступило на пути своего развития.
Поэтому понимание общей сущности этих режимов даёт ключ к пониманию принципов работы механизмов эволюции социума.
Эти механизмы и их движущие силы универсальны. Они действуют в настоящем так же, как действовали в давнем и недавнем прошлом. И они не абстракция, а наша повседневная реальность.
Поэтому задача статьи – анализируя сущность, подобие и причины возникновения, коммунистического и фашистского режимов, выработать лучшее понимание процесса развития человеческого социума, ради применения полученных выводов в современной общественной практике.
Это понимание может оказаться наиболее существенным из тех самых пресловутых “уроков фашизма” и “уроков коммунизма”, о которых так часто говорят.

Часть первая. Факторы и этапы
Два социально-психологических типа личностей

Люди, как составляющие социум единицы, тяготеют к двум системообразующим психологическим типам:
1. Люди, более приспособленные существовать в обществе построенном, как система взаимодействующих индивидуальностей. 
Такое общество, функционирует как сетевая система, где каждый может взаимодействовать с каждым, и эффективность таких взаимодействий – это главное, на что она ориентирована. 
Соответственно этой цели ориентирована и система психологических установок и практических навыков этих людей: 
- Право собственности и жизненные блага в их восприятии являются заработанным вознаграждением, то есть вознаграждением за продуктивный результат взаимодействия. 
- Средством достижения благосостояния, соответственно, являются практические навыки во взаимно-полезной деятельности – хозяйственно-предпринимательской или профессиональной. Отсюда вытекает стремление людей этого типа к совершенствованию в себе этих навыков и к их применению в жизни.
Для личностей данного типа характерно стремление к самостоятельности и независимости. Назовём их условно Самостоятельные.

2. Люди более приспособленные существовать в обществе, построенном по иерархическому принципу.
Такое общество функционирует как управляемая с вершины пирамидальная структура, и основным принципом, определяющим её эффективность, является подчинение нижестоящих индивидуумов вышестоящим. 
Соответственно этому принципу ориентирована и система психологических установок и практических навыков этих людей: 
- Право собственности и жизненные блага в их восприятии, являются следствием достигнутого общественного положения или вознаграждением, пожалованным за преданность и исполнительность. 
- Средством достижения благосостояния, соответственно, являются навыки в продвижении по ступеням иерархии и в умении служить. Отсюда следует стремление людей этого типа к совершенствованию в себе этих навыков и к их применению в жизни. 
Для личностей данного типа характерно стремление подчинять и подчиняться. Назовём их условно Авторитарные.

* * *
В составе реального общества присутствует как люди Самостоятельного, так и Авторитарного типа. Причём определённое количество индивидуумов может гибко приспособится и к одной и к другой линии поведения. Результирующий характер поведения общества и порядки в нём, определяется тем, какой тип в общей массе людей преобладает.
Самостоятельные и Авторитарные требуют для своего процветания и комфортного существования разные принципы распределения собственности и благ и, соответственно, разные принципы устройства общества. В связи с этим они конкурируют и противостоят друг другу, и каждый психологический тип старается обеспечить для себя более благоприятно организованную социальную среду. 


Принадлежность к Авторитарным или Самостоятельным не носит характера осознанного участия в некоторой заговорщицкой организации. Это просто психологические типы, ведущие себя одинаково не сговариваясь. Хотя это и не означает, что люди определённого психотипа действуют бессознательно, и не осознают, что делают, к чему стремятся и какие методы используют для достижения своих целей.
Не следует также путать принадлежность к Авторитарным или к Самостоятельным с принадлежностью к какой-нибудь социальной прослойке, классу или касте. Это генетически заложенный тип поведения, а не социальная принадлежность или позиция. 
Ещё раз подчеркну – речь не идёт о сговоре. Речь идёт о поведении людей определённого психологического типа ищущих возможность самореализоваться, удовлетворить свои материальные и амбициозные запросы, и действующих в этом направлении, используя свои природные данные и складывающуюся внешнюю социальную и политическую обстановку. 
Так, например, все педанты или меланхолики, склонны действовать похожим образом в похожих условиях, и одинаково реагировать на одинаковые жизненные ситуации. Люди одного и того же психотипа будут не сговариваясь мыслить и действовать одинаково, и понимать при этом мотивы и намерения друг друга, т.к. у них одинаковы цели, восприятие действительности, образ мышления и поведенческие алгоритмы.
Несмотря на кажущуюся взаимосвязь с политическим устройством общества, данные личностные типы в основе своей совершенно аполитичны. Они не имеют никакого идейного наполнения. Они всего лишь реагируют на социальные условия, в которых находятся, и стараются изменить их таким образом, чтобы наилучшим образом приспособить к своим естественным способностям. Идеологическая подоплёка получаемого в результате политического режима для них значения не имеет. 

Движущие силы и этапы развития социума
1) Человеческое общество – это действующая как единое целое система, сформированная множеством взаимодействующих между собой разумных единиц - людей. Это коллективный организм, в котором жизнедеятельность и удовлетворение потребностей индивидуальных единиц обеспечиваются их совместной организованной деятельностью. В результате чего поддерживается существование и функционирование системы в целом.
2) Все стороны прогресса человеческого общества: историческая, социальная, научно-техническая, экономическая, мировоззренческая, морально-этическая, художественно-эстетическая, и т.д. являются результатом одного единственного процесса – роста интеллектуального уровня составляющих общество человеческих индивидуумов. Каждого человека в отдельности и среднего уровня всех в целом.
3) Рост интеллектуального уровня среднестатистической человеческой единицы состоит в развитии умственных способностей, в обновлении, накоплении и уточнении знаний, совершенствовании мировоззрения, приобретении и улучшении навыков во всех видах физической и интеллектуальной деятельности и социального взаимодействия.
С течением исторического времени люди, как системообразующие единицы общества развиваются и совершенствуются. Модификация составляющих единиц вызывает модификацию системы, которую они образуют. Эти изменения накапливаются постепенно, но периодически происходят качественные переходы. 

* * *
4) Примерно 6000 лет назад в результате этого процесса началась эпоха перехода человеческой популяции от существования в виде разобщённых племён к Авторитарному Обществу (АО), объединившему большие массы людей единым централизованным управлением. Назовём эту эпоху – Первый Переходный Период (ПП1).
С формированием Авторитарного Общества массы невежественных, способных только к простому труду или бою человеческих существ, приобрели интеллектуальную управляющую надстройку в лице единоличного правителя и сплотившейся вокруг него элитарной группы. Правящая надстройка приняла на себя решение всех основных вопросов, касающихся обеспечения жизнедеятельности социума в целом. 
В условиях существенной разницы в уровне интеллекта отдельных наиболее одарённых особей и основной человеческой массы, возникновение симбиоза мыслящего и принимающего решения "мозга" и исполняющего решения "тела" было естественным, закономерным и рациональным. На данном этапе развития глобальной человеческой цивилизации такое системное преобразование увеличило эффективность коллективной деятельности людей и принципиально повысило конкурентоспособность объединённых социумов по сравнению с множеством раздробленных племён.
5) Занимая лидирующее положение и держа в руках рычаги управления социумом, элита, что вполне естественно, использует социум в своих интересах. При авторитарной системе материальные активы общества – природные ресурсы ареала проживания и человеческие ресурсы – являются корпоративной собственностью элитарной надстройки. 
Принадлежность к элитарной группе означает обладание правами и привилегиями, из которых вытекает высокий (для данных исторических условий) уровень материального достатка и удовлетворённости личностных амбиций. Объём прав, а значит, материальных благ и возможностей удовлетворения личностных амбиций определяется положением индивидуума в правящей элитарной иерархии.
6) Положение в иерархии добывается в конкурентной борьбе с себе подобными. При этом основных приёмов всего два: захватить желаемое место силой или хитростью, либо выслужиться перед более сильным, доказать ему свою полезность и, став опорой его позиции, укрепить свою. В данной социальной системе это наиболее эффективные и результативные способы добиться благосостояния, дающие наибольшую отдачу от приложенных усилий.
7) Длительное время принципы Авторитарного Общества создавали благоприятную почву для самореализации, социального роста, обогащения и доминирования людей Авторитарного типа. Людей более талантливых и приспособленных к борьбе за принадлежность к элитарной общественной группе, за положение в иерархии этой группы и за извлечение благ из этого положения. 

* * *
8) Тем временем в рамках Авторитарного Общества интеллектуальное развитие массы составляющих его человеческих индивидуумов продолжается. Растёт объём знаний, расширяется диапазон практических навыков, развиваются умственные способности, позволяющие оперировать возрастающим количеством информации и алгоритмов действий, совершенствуются приёмы коллективного взаимодействия.
Одновременно, как результат этого процесса, растёт количество и сложность технологий и продуктов, профессий и видов деятельности, совершенствуются структуры и формы организации коллективных действий, усложняется окружающий человека предметный мир и рукотворная среда обитания. Это в свою очередь поднимет планку требований к интеллектуальному потенциалу каждого члена общества.
Для обеспечения функционирования общественной системы знания и квалификация становятся всё нужнее, а образование – всё доступнее, переставая быть атрибутом лишь правящей элитарной группы. Интеллектуальный уровень низов общества растёт и разница в умственном развитии и в количестве знаний, существующая между верхами и низами, постепенно сокращается. Индивидуумы с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития начинают появляться в обществе вне границ элитарной управляющей надстройки и число их увеличивается.
9) Рост интеллектуального уровня ведёт к постепенному росту самостоятельности и независимости неэлитарного контингента общества.
Можно выделить три основных аспекта этой самостоятельности, и соответствующие им проявления в функционировании общественной системы:
- самостоятельность в экономической деятельности, проявляющаяся как частная хозяйственно-предпринимательская деятельность. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;
- самостоятельность в общественном самоуправлении, проявляющаяся как формирование власти на выборной основе. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ;
- самостоятельность в создании и распространении общественно-значимой информации, проявляющаяся в формировании независимых личностных взглядов и убеждений, мировоззренческих и идеологических концепций, в развитии философии, литературы, публицистики, в критике общества, религии и государства, в функционировании частных средств массовой информации, частного издательского дела, и т.д. ИНФОРМАЦИОННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.
10) Постепенно общество всё в большей степени становится способным само обеспечивать свою жизнедеятельность, опираясь на самостоятельно организованное производство товаров и услуг, на отношения товарно-денежного обмена, на навыки в самоорганизации и самоуправлении. Т.е. организация функционирования общества, как системы коллективного жизнеобеспечения, начинает осуществляться в среде неэлитарной массы общества без директив со стороны управляющей иерархии. 
11) В связи с происходящими изменениями системы меняются функции и целевое подчинение механизма централизованного управления. Его назначение постепенно смещается от прямого управления всеми функциями общества к поддержанию оптимальных условий, при которых массовая экономическая и организационная деятельность успешно осуществляется.
При этом влияние масс на механизм центральной власти усиливается. Это влияние осуществляется прямо, через механизм выборов, и косвенно, но не менее весомо, через рост объёма экономической деятельности и части общественного богатства, сосредоточенной в руках массы рядовых членов общества.
Постепенно меняется также принцип обретения власти: на смену захвату силой или интригой приходит конкурентная борьба за благосклонность избирателей.  
12) По мере роста самостоятельности рядовых членов общества, и расширения сферы их деятельности по организации процессов функционирования социума, сфера, охваченная контролем и деятельностью элитарной правящей надстройки, сокращается, и значение этой деятельности для обеспечения жизнедеятельности социума снижается.
Эти изменения накапливаются постепенно и исподволь в течение тысячелетий. Пока не наступает период следующего, второго качественного перехода. От Авторитарного Общества к Обществу Свободной Инициативы (ОСИ). Общество вступает в эпоху, когда на смену общественным взаимодействиям, осуществляемым на основе феодальной социально-иерархической подчинённости, приходят взаимодействия, осуществляемые на основе буржуазных экономических, политических и социальных прав и свобод.
13) На рубеже XVIII-XIX ст. в период промышленной революции буржуазный мир делает резкий рывок в расширении сферы своей деятельности, открывая широкие возможности самореализации и обогащения для выходцев из "низов". 
Правила игры в обществе вдруг достаточно быстро меняются. Определяющей жизненный успех линией поведения индивидуума становится личная инициатива, труд по её реализации, а говоря в общем – успешное участие в продуктивных и в обменных экономических процессах. Преимущества принадлежности к избранному сословию, к правящей иерархии меркнут.
14) Впервые в истории благодаря техническим и организационным достижениям буржуазной эпохи, способ обретения жизненных благ - "организовать дело и заработать" не только получает широкое распространение, но и по эффективности (по отдаче на приложенные человеком усилия) существенно опережает способ - "занять высокое привилегированное положение". 
Применение машин и научной организации труда делает массовое промышленное производство инструментом быстрого накопления значительных денежных средств и материальных ценностей людьми Самостоятельного типа. Это вооружает их средствами борьбы в соперничестве с Авторитарными за вес и влияние в обществе. 
Рост промышленного предпринимательства дополнительно активизирует развитие финансового и торгового и других видов бизнеса. Промышленник помогает расширить дело и укрепится Торговцу и Банкиру.
15) Будем называть эту эпоху – Второй Переходный Период (ПП2). Хотя предпосылки его наступления формировались длительно и выраженного исторического момента его начала не существует, условно Второй Переходный Период можно отсчитывать со времени становления капитализма в Европе. Этот период продолжается в настоящее время, охватывая всё большее число стран и народов.

* * *
Изложенная здесь схема развития социума является упрощенной. В реальной истории имел место, как рост интеллектуального уровня людей, так и регресс, и периоды невежества. Человечество знало и античность, и Тёмные века, и Возрождение. И формы демократического самоуправления начали формироваться и проходить "полевые испытания" ещё в эпоху рабовладения. И не всегда более высокоорганизованный социум побеждал в противостоянии с низкоорганизованными социальными формами. Человечество развивалось рывками, то отступая, то продолжая движение вперёд. Но общая тенденция и причинно-следственная логика развития социума соответствует предложенной схеме. 

* * *
16) Происходящее преобразование общества создаёт условия, которые всё больше благоволят к Самостоятельным и сводят на нет преимущества и способности Авторитарных. Поле деятельности, количество общественных институций, где может самореализоваться и обеспечить своё благосостояние человек со способностями Авторитарного типа сужается, а для Самостоятельного расширяется. И, соответственно, усиливается общественное влияние людей Самостоятельного типа. 
В том числе, влияние на форму и содержание власти – традиционного источника силы и благосостояния Авторитарных.
17) Осознанно или неосознанно, люди Авторитарного типа ищут общественную ситуацию, когда бы потребность в господстве правящей элитарной группы возникла снова, когда бы восстановилась благоприятствующая им иерархичность социальной среды. Но эта иерархичность и доминирование над обществом властной пирамиды обществу для его успешного функционирования объективно уже не нужны. 
18) И поэтому восстановление авторитарной системы в среде людей, интеллектуально переросших авторитарную систему и в покровительстве лидера и элиты не нуждающихся, возможно только принудительным образом и с помощью искусственных мер.

Продолжение следует

Источник
Tags: мнение, этнопсихология, это интересно
Subscribe

promo rusistka june 27, 2015 13:10 39
Buy for 20 tokens
Господь льёт, а у меня появилось немного свободного времени разобраться со своими фотоархивами... Сегодня я предлагаю своим читателям небольшую виртуальную прогулку по Киевскому ботаническому саду. Я уже публиковала фотоотчёт о том, как я провела 1 августа прошлого года с сыном в Киеве. На…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments