Елена (rusistka) wrote,
Елена
rusistka

Category:

"Борцы за независимость" против "борцов за независимость"

В продолжение темы "спора славян между собой" публикую статью Станислава Липовецкого о непростых украинско-польских взаимоотношениях.

Когда поляки спрашивают о моем отношении к деятельности Бандеры, я пытаюсь ответить другим: "А как Вы относитесь к деятельности Пилсудского и его соратников?"
Дискуссии о личности Степана Бандеры, как и целого бандеровского движения, продолжаются еще с первой половины ХХ века. И хотя общее восприятие построено на противопоставлении "бандеровцев" и коммунистической системы, однако главными оппонентами украинского революционного движения была и остается польская сторона.
В отличие от надуманных аргументов сторонников "пророссийского" направления, поляки до сих помнят и при случае напоминают украинцам о политическом терроре, направленном против государственных деятелей II-ой Речи Посполитой.
Непосредственное участие в этом русле - как и руководство революционным движением в Галичине - принадлежит Степану Бандере.
Поэтому в духе известного лозунга "никто не забыт, ничто не забыто" поляки в различных ситуациях пытались напомнить это "бандеровцам" - будь то политические приговоры в 1930-х годах, издевательства и убийства украинцев в немецких концлагерях, или резонансная резолюция Европарламента трехлетней давности , где с подачи польских депутатов осудили присвоение звания Героя Украины Степану Бандере.
С польской точки зрения все, на первый взгляд, логично, однако остается "одно но": украинское националистическое движение в межвоенный период  в определенной степени подражало польским революционерам, которые идентичными методами боролись за свою независимость.



8 ноября 1906, станция Рогув под Лодзи. Нападение боевиков Польской Социалистической партии (боевое крыло которой возглавлял Пилсудский), на почтовый поезд Российской империи с целью ограбления. Рисунок польского художника 1937

Начала подпольного украинского революционного движения уже имели признаки мимикрии с польской истории - не только название Украинской Военной Организации (УВО), созвучно Польской Военной Организации, но и один из псевдонимов полковника Евгения Коновальца "Дидо" очень напоминал псевдоним Пилсудского "Дзядек" (с пол . - "дедушка"). Это случайность? Мемуары не дают ответа на этот вопрос.
Однако дальнейшее развитие освободительной борьбы свидетельствует, что польский след был слишком выразителен. Прежде всего, речь идет об идеологической и психологической установке. Хоть бы так, но украинцы в Галиции вынуждены были даже в собственных учебных заведениях учить польскую историю и литературу.


Польская памятная листовка 1928 года, которая является переводом объявления о розыске государственного преступника Пилсудского 1887 года. Фото: польская вики

Как позже это отразил один из выдающихся деятелей ОУН Владимир Янов: "Больше всего раздражало то обстоятельство, которое мы все осознавали, еще лесять лет назад сами поляки были в подобном положении в трех различных заимках [захвачены тремя различными государствами - ИП], и они вынуждены хорошо помнить подобные ситуации, описанные с такой трагической пластичностью поэтами-патриотами, которых мы читали, и даже им сочувствовали ".
И не только сочувствовали. История польского освободительного движения была определяющей для многих украинских подпольщиков. Когда в 1926 году году во Львове судили членов "Летучей бригады", которые осуществили целый ряд нападений на государственные учреждения, в т.ч. и львовскую почту, то один из подсудимых - Иван Паславский произнес целую речь посвященную польским революционерам:
"В глазах господина прокурора - я бандит. Но для всех людей, понимающих, что такое свобода, свобода и независимость народа и как отдельные представители этого народа хотят ее получить - я не бандит.
Ещё в гимназии я был обязан очень много вашим поэтам от Мицкевича,до Серошевського, а во время долгого сидения в лагерях и в эмиграции я читал, занимался и добывал себе основы для лучшего будущего моей нации на произведениях и воспоминаниях ваших больших революционеров от Окшеи, Мирецкого, Барона до ныне живущих настоящего маршалка Иосифа Пилсудского, его жены, бывшего президента Войцеховського (Эдмунд), Медарда Довнаровича и всех тех, которые сегодня стоят во главе польского государства.


19 мая 1905. Улица Медовая в Варшаве, после покушения боевиков ППС на жизнь генерал-губернатора Константина Максимовича

Им обязан, что в страшные времена психического упадка в лагере и в эмиграции, когда я видел развалины моего государства, я не попал в отчаяние, и я, маленький человек, пошел по стопам тех великих революционеров и строителей Польши.
Я поступил так, как советовал итальянцам поступать в их освободительной борьбе ваш великий поэт Адам Мицкевич. Я поступил так, как когда-то ваш первый маршал Польши, ваш национальный герой, Иосиф Пилсудский.
И я не бандит, господа судьи! Я член моей организации, выполнил только ее приказ - личных выгод я не имел. И прошу меня судить не как бандита, но как члена украинского народа, воина украинской армии, выполнял приказ своей организации на благо моего украинского народа. "
В будущем трудно встретить подобные речи - украинцы за короткое время сформировали свою традицию подпольной борьбы со своими героями и поэтами. Впрочем, адвокаты на политических процессах не раз пытались тронуть скамью присяжных упоминаниями про идентичный опыт борьбы польского народа.
Уже в конце 1920-х годов подпольное издание УВО "Горн" опубликует целый цикл статей о польском опыте борьбы, главными фигурантами которого были государственные руководители Польши.
Вот хотя бы перечень названий: "Как Пилсудский организовал атентат на варшавского генерал-губернатора Скалона?", "Как Пилсудский наказывал провокаторов?", "Как Пилсудский переводил экспроприации?", "Как польские боевики убили шефа царской жандармерии" и др..


Члены боевой группы НСЛ - бывшие террористы, а ныне почтенные члены общества. Под № 1 - Александра Пилсудская, жена Й.Пилсудського, 2 и 3 - парламентарии Валерий Славек и Раймонд Яворовский

Мемуары польских революционеров, которые с большим посвящением боролись против царского режима за независимость Польши были любимым чтивом националистов в польских тюрьмах. В частности, находясь в концлагере "Береза Картузская", член ОУН Владимир Макар писал:
"И мне, и многим другим друзьям больше всего нравились письма Пилсудского. Все его вещи написаны очень хорошим стилем, образно, ясно, с военным юмором ... Мы с удовольствием читали его указания о способах производства и передачи "бибулы" [подпольная записка - С . Л.], или владения оружием и затем в разговорах сравнивали методы польской революционной организации с нашими. Это тоже была для многих из нас наука, которой мы не отвергали."
Лишь подчеркнем, что эта литература находилась в концлагере и по замыслу властей должна перевоспитывать украинских революционеров.
Украинцы на польских примерах учились бороться за свою независимость. Одновременно бывшие польские подпольщики, а в 1930-х высокопоставленные II Речи Посполитой, становились мишенями для украинских революционеров.
Показательна памятная доска, которую в 1933 году открыли в помещении Министерства иностранных дел в Варшаве. Ее посвятили политику и парламентарию Тадеушу Голуфке, который два года перед тем погиб от украинской пули.


Открытие мемориальной доски Голуфке - борцу за независимость, который погиб от рук таких же борцов

На доске была символическая надпись: "Борцу за независимость, закаленноиу жолнеру идеи". Парадокс заключался лишь в том, что польский "борец за независимость" погиб от рук таких же "борцов за независимость", но украинских.
Понимали ли поляки понимали украинского борьбу, которая с опозданием на несколько десятилетий воспроизводила их борьбу с царским режимом? В определенных кругах, наверное, "да", ведь есть свидетельства, что когда в 1932 году казнили украинских революционеров Василия Биласа и Дмитрия Данилишина, то четверо бывших боевиков Польской Социалистической Партии [одним из основателей этой партии и был Пилсудский - ИП] написали обращение к президенту с просьбой о помиловании украинцев.
А во Львове были многочисленные случаи, когда украинские боевики были выходцами из смешанных семей и часто по-польски говорили лучше, чем по-украински. Эту ситуацию точно характеризует высказывание, приписанное львовском географу Ромеру, что на этой территории "граница между украинцами и поляками часто пролегала посереди супружеской постели".
Впрочем, упомянутый случай с боевиками ППС является скорее исключением. Крылатое латинское изречение "Quod licet Jovi, non licet bovi" ("Что позволено Юпитеру, не позволено быку") достаточно точно характеризует отношение поляков к борьбе за свою независимость и восприятие украинской борьбы.
Украинцы в лучшем случае заслуживали термин "гайдамаки", что было синонимом "разбойников", но еще чаще их презрительно называли "Грицями" и "кабанами".
От рук украинских революционеров за межвоенные два десятилетия по подсчетам историков погибли 25 поляков. В то же время, лишь насильственный захват Пилсудским власти в польском государстве (против официального польского правительства) в мае 1926 года стоил более 400 человек убитыми и около 1000 ранеными. Однако победителей не судят.
Конечно, можно возразить, что поляки так долго помнят "обиду" нанесенную им в 1920-1930-х годах украинскими националистами. Ба, больше - пункт 20 резолюции Европарламента, принятый три года назад, 25 февраля 2010 года, с подачи польских парламентариев, отчетливо звучит, что Европейский парламент:
"Глубоко сожалеет о решении бывшего президента Украины Виктора Ющенко посмертно наградить Степана Бандеру, лидера Организации украинских националистов (ОУН), которая сотрудничала с нацистской Германией, званием "Национального Героя Украины"; надеется в этой связи, что новое украинское руководство пересмотрит такие решения и сохранит преданность европейским ценностям".


Так выглядели марши массовой польской партии - национальных демократов - в 1920-30 гг Фото: Zaxid.net

Похоже, что у поляков здесь речь шла не про каких-то обиды нанесенные националистами в 1930-х (именно в это время Степан Бандера возглавлял ОУН на Галичине и в свои 27 лет дважды был осужден польским судом к пожизненному заключению). В резолюции говорится о преступлениях в связи с "сотрудничеством с нацистской Германией". Даром, что Бандера во время войны находился в концлагере Заксенхаузен, а его родные братья были замучены поляками, которые занимали руководящие посты в концлагере Аушвиц.
Очевидно, что Польше, которая совместно с гитлеровской Германией и хортистской Венгрии разделила в 1938 году Чехословакию, выгодно сегодня в Европе определять, кто "сотрудничал с нацистской Германией". А Европарламент не напрягся поискать исторического или юридического подкрепления "следов сотрудничества" ОУН, однако, напомнил о приверженности "европейским ценностям".
К последним бесспорно относится и польский лозунг, который был обращен к украинцам: "За вашу и нашу свободу!" . И хотя поляки говорили о совместной свободе от Российской империи, но в общем польском государстве. Когда украинцы потребовали, вслед за поляками, получить свою свободу и независимость - их проводники приобретают статус "коллаборационистов", "бандитов" и т.д.
Когда мне порой поляки задают вопрос про отношение к деятельности Степана Бандеры, я пытаюсь ответить на вопрос вопросом: "А как Вы относитесь к деятельности Пилсудского и его соратников, направленной на получение польской независимости? ..."

Источник

Tags: Польша, Украина, история
Subscribe

promo rusistka june 27, 2015 13:10 39
Buy for 20 tokens
Господь льёт, а у меня появилось немного свободного времени разобраться со своими фотоархивами... Сегодня я предлагаю своим читателям небольшую виртуальную прогулку по Киевскому ботаническому саду. Я уже публиковала фотоотчёт о том, как я провела 1 августа прошлого года с сыном в Киеве. На…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments