(наброски к новому изданию доработанному и дополненному)
В современной «тюркологии» бытует мнение, что русские фамилии имеют, притом массово, тюркские корни. «Авторитетный» исследователь Альфред Халиков в работе «500 РУССКИХ ФАМИЛИЙ БУЛГАРО-ТАТАРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» последовательно проводит мысль, что если уж набралось столько, притом не просто фамилий, а дворянских фамилий, которые, по его мнению, имеют тюркские корни, то можно не сомневаться, что русская элита практически была создана "татарскими" мурзами и ханами. То есть собственной дворянской элиты у русских не было и быть не могло. Ему вторят множество доморощенных «тюркологов» у которых уже счет идет на тысячи. Однако при минимальном анализе вся эта афера, а иначе назвать данное направление «тюркологии» просто нельзя. рушится как карточный домик. В работах таких «тюркологов» очень часто используются натяжки, как достоверные, и более того, единственно возможные, приводятся весьма сомнительные этимологии, истинные словоформы подменяются созвучиями, а порой они не гнушаются и прямым подлогом и подтасовкой фактов. Что же, идея «Великого Турана», видимо, того стоит, но давайте все-таки попытаемся разобраться что к чему.
В современной «тюркологии» бытует мнение, что русские фамилии имеют, притом массово, тюркские корни. «Авторитетный» исследователь Альфред Халиков в работе «500 РУССКИХ ФАМИЛИЙ БУЛГАРО-ТАТАРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» последовательно проводит мысль, что если уж набралось столько, притом не просто фамилий, а дворянских фамилий, которые, по его мнению, имеют тюркские корни, то можно не сомневаться, что русская элита практически была создана "татарскими" мурзами и ханами. То есть собственной дворянской элиты у русских не было и быть не могло. Ему вторят множество доморощенных «тюркологов» у которых уже счет идет на тысячи. Однако при минимальном анализе вся эта афера, а иначе назвать данное направление «тюркологии» просто нельзя. рушится как карточный домик. В работах таких «тюркологов» очень часто используются натяжки, как достоверные, и более того, единственно возможные, приводятся весьма сомнительные этимологии, истинные словоформы подменяются созвучиями, а порой они не гнушаются и прямым подлогом и подтасовкой фактов. Что же, идея «Великого Турана», видимо, того стоит, но давайте все-таки попытаемся разобраться что к чему.
Отбросив Абубякяровых, Абумайловых, Астрединовых, Ахметовых, включенных в «исследование» как не имеющих серьезных оснований считаться русскими частотнми фамилиями, обратимся к таким более привычным для русского уха Булгаковым, Балашовым, Мичуриным и пр. «Тюркологи» смело выводят фамилию автора «Мастера и Маргариты» от тю


Другая не менее известная фамилия – Балашовы. Александр Дмитриевич Балашов (вариант Балашев) – российский государственный деятель, генерал от инфантерии, Петр Николаевич Балашов – депутат III и IV-й государственной думы, известно несколько героев Советского Союза с такой фамилией, в Тамбовской области есть районный центр с названием Балашов. В общем, фамилия весьма распространенная. Помещение ее Халиковым в «тюркские», дается по ссылке на другого тюрколога: «Фамилия, по Н.А.Баскакову (1979, с. 110-111), от тюрко-татарского «бала» с ласкательным суффиксом». В тюркских языках есть 2 слова с корнем «бала» — «бала» (ребёнок) и «балас» (камень). Хорошо. Но почему так сложно? Разве в русском языке нет корней со словом «балаш»? И тут мы встречаем целую когорту персонажей с однокоренными именами и прозвищами. Семён Балаш — Новгородский крестьянин, 1498 год (Веселовский, 1974). Иван Балаш (ум. 1633), предводитель крестьянско-казацкого восстания в 30-х гг. 17 в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. (Лит.: Поршнев Б. Ф., Социально-политическая обстановка в России во время Смоленской войны, "История СССР", 1957, № 5.) Как крестьянину передалось «татарско-дворянское» прозвище? В Венгрии довольно широко распространена фамилия Балаш или Балаж, венг. Balázs в частности Бела Балаш Balázs Béla; — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино. Корень звучит и в названии озера Балатон. То есть вполне возможно, что он угорский, но причем тут «тюрки»? Есть и русские слова, и их участие в появлении фамилии Балашов куда менее фантастично. Жителям Москвы и Подмосковья хорошо известен топоним Балашиха (Блошиха, Блощиха, Блошино — разные варианты названия на старинных картах). «Балашиха» в ряде русских говоров — луговое угодье, луг (СЛОВАРЬ РУССКИХ НАРОДНЫХ ГОВОРОВ. ВЫПУСК 27 СПБ «Наука" 1992.) Также «площина» — ровное место, луг, а «площинка» — площадка, место, очищенное от леса (там же). Существует еще русское диалектное слово «балах» — «растение Caltha palustris из семейства лютиковых». Балах имел важное значение в жизни наших древних предков, так как знахари широко употребляли его для лечения. Возможно, Балах, Балашиха — это прозвище травников-знахарей, использующих балах. Вот сколько вариантов словообразования существует в русском, и только 2 с большой натяжкой созвучных в «тюркских». Часто ли слово "ребенок" становится основой для прозвища? В высшей степени сомнительно! А луг, луговое угодье поблизости от которого жила семья - вполне. Происходит такая путаница чаще всего потому, что «тюркологи» не дают себе труда действительно заняться этимологией слов, предпочитая "народную" этимологию, которая оперирует ненаучным понятием «созвучье». (похоже и ладно!)
Интересна трактовка происхождения фамилии Басмановы. Ну, уж тут-то! Конечно же «тюркское» басма, баскаки, бастурма…Вот оно доказательство зависимости Руси от «тюрков»! Басма – печать! Символ государственной власти! Нет никаких сомнений, что государственная власть принадлежала «тюркам». Да нет вовсе! Как нам повествует Словарь Брокгауза и Эфрона «Басма» - действительно слово татарское, и означает — оттиск, отпечаток, одного корня с глаголом basmak (вспомним знаменитый «башмак», который постоянно приводится как пример тюркских заимствований) — бить, чеканить. «Мнение, что басма есть изображение, рисунок, доказывается и тем, что древние наши изделия, когда на них были оттиснуты изображения или фигуры, назывались "басемными" или "басменными", а самое изображение на них иногда басмою, напр. "евангелисты (оклады еванг.) выбиваны басмою", киот у иконы Владимирской Б. Матери в XVII в. был "обложен серебром, оклад басменой". ("Басменные", по преимуществу, были оклады книг, икон и крестов и главным образом золотые и серебряные)». Басманным (Басманом) назывался также хлеб, поставляемый к царскому двору, поскольку делался он методом выдавливания (печатный хлеб). Наряду с «басмой» употреблялся также и другой термин — "болван", который вряд ли не был даже употребительнее, по крайне мере в Москве, чем басма. Таким образом, можно говорить, что происхождение слова «басманный» носит не «государственнический», а ремесленный характер. Наряду с ямской, мясницкой, охотной и др. слободами существовала и «басманная» - то есть слобода печатников, чеканщиков. Первое упоминание в истории Басмановых (1543 г) – Данила Андреевич Плещеев. «прозванный Басманом» русский военачальник. Никакого отношения ни к каким «татарским вельможам» не имевший. В 1552 г. отличился при осаде Казани, обнаружив свою храбрость во время одного приступа на крепость вместе со знаменитым кн. Воротынским, и в этом же году был пожалован чином окольничего. Он-то положил начало роду Басмановых. Его сыновья Алексей и Федор Басмановы — участники и организаторы «опричнины». Оба казнены Иваном Грознымв июле 1571 г. Их потомки и стали теми Басмановыми о которых идет речь. Никаких других Басмановых, происходивших якобы из «Золотой Орды» история не знает.
«Тюркологи» относят к «татарским» и фамилию Батурины. Возводя ее к тюркскому «батур»/ «батыр» (богатырь). Но здесь снова имеет место прямой подлог, поскольку достоверно известно, что род Батуриных происходит от Батугерда, (крещеного Дмитрием) выехавшего «из немец из венгерской земли в 1492 г. к великому князю московскому Василию Ивановичу и пожалованного имением на Рязани». По-видимому, Батугерд происходят из известного трансильванско-венгерского рода Баториев. Иван Михайлович Батурин был воеводой при Иване Грозном в походах шведском 1549 г. и полоцком 1551 г., Григорий Петрович был воеводой в 1558 г. В XVII в. Батурины служили в стряпчих, стольниках и дворянах московских. (Борис и Венедикт Мироновичи, Иван и Григорий Степановичи были стольниками Петра I). В 1699 г. одиннадцать Батуриных владели различными населенными имениями. Поэтому когда на карте увидите очередное Батурино не спешите возводить его название к «татаро-монгольским» богатырям. Все имеет куда более простое объяснение.
Мичурины – фамилия, которая также считается «тюркской», однако и здесь имеется достаточно прозрачный и вполне русский способ происхождения. Фамилия восходит к прозвищу - "Мичура", что означало у древних русичей угрюмого и брюзгливого человека.(Саракаев М.О. Галичская шляхта. М. 2005, сс.45, 83.) Словарь Даля также приводит глагол «мичуриться» вят. хмуриться, морщиться, глядеть насупясь, исподлобья, сердито. Мичура·об. угрюмец, человек малословный, брюзгач. Что измичурился на меня?
Подобную несложную операцию можно проделать с большинством русских фамилий «татарского происхождения», представленных Халиковым, Баскаковым и иже с ними. Это довольно просто сделать, вооружившись элементарными знаниями по лингвистике и истории. Давайте учиться гордиться своей историей и своим происхождением и не позволять шарлатанам гадить в наш священный родовой родник, чтобы мы, спустя сотню лет могли так же с гордостью, как и наши предки, сказать: «Я-русский!»
Journal information